§ 1 Что такое система

Понятие системы, так же как и понятие информации, относит­ся к числу фундаментальных научных понятий. Так же как и для информации, для системы нет единственного общепринятого опре­деления. В то же время это понятие часто используется нами в бы­товой речи, употребляется в научной терминологии. Вот ряд при­меров употребления понятия системы: система образования, транс­портная система, система связи, Солнечная система, нервная система, Периодическая система химических элементов, система счисления, операционная система, информационная система.

         Обобщая все приведенные выше примеры, дадим следующее определение.

       Система — это совокупность материальных или информа­ционных объектов, обладающая определенной целостностью.

           Состав системы — это совокупность входящих в нее частей (элементов). Рассматривая компьютер как систему, можно выде­лить следующие составляющие его части: процессор, память, устройства ввода, устройства вывода. Но, в свою очередь, процес­сор тоже является системой, в состав которой входят: арифметико-логическое устройство (АЛУ), устройство управления, регистры, кэш-память. Поскольку процессор входит в состав компьютера, подчеркивая его собственную системность, процессор следует на­звать подсистемой компьютера.

             Таким образом, подсистема — это система, входящая в со­став другой, более крупной системы.

 

В свою очередь АЛУ процессора тоже является системой. В его состав входят сумматоры, полусумматоры и другие элемен­ты. Следовательно, АЛУ — это подсистема процессора. Таким пу­тем можно продолжать углубляться дальше. Отсюда следует вы­вод: всякая система представляет собой иерархию составляю щих ее подсистем (рис. 1.1).

Вопрос о том, что считать системой (подсистемой), а что -простым (неделимым) элементом, субъективен и зависит от реша­емой задачи. Например, описывая школу как систему, реали­зующую функцию обучения и воспитания учащихся, мы будем рассматривать людей (учеников, учителей) в качестве простых элементов. В то же время медицина рассматривает человека как сложную анатомическую систему.

      Внешняя система по отношению к данной является средой ее существования. Средой существования Земли является Солнечная система; средой существования Солнечной системы является Га­лактика и т. д. Всякая система относительно обособлена от среды своего существования. Это значит, что, с одной стороны, ее можно выделить из среды (рассмотреть отдельно), но, с другой стороны, она постоянно связана со своей средой.

   Системы бывают естественные и искусственные. Естественные системы - это природные системы. Примеры: системы звезд и планет, растительность и животный мир Земли, молекулы и атомы. Искусственные системы создаются людьми - это заводы, дороги, образование, культура, здравоохранение, компьютеры, са­молеты и др. Некоторые системы объединяют в себе части естест­венного и искусственного происхождения. Например: гидроэлект­ростанция, городской парк.

   Всякая система обладает свойством целостности, поскольку она существует в совокупности своих частей и выполняет свою от­дельную функцию в среде своего существования.

    Системный эффект. Система не является случайным набором частей. Ее состав подчиняется тому назначению, которое система имеет в природе или в обществе. Искусственные системы человек со­здает с определенной целью. В связи с этим существует следующее определение системы: система - это средство достижения цели. Вот примеры: транспортная система предназначена для перевозки людей и грузов, система здравоохранения - для лечения и укрепле­ния здоровья людей, компьютер - для работы с информацией.

В науке о системах - системологии сформулирован закон, ко­торый называется принципом эмерджентности, или законом сис­темного эффекта. Звучит он так: целое больше суммы своих час­тей. Говоря другими словами, свойства системы не сводятся к со­вокупности свойств ее частей и не выводятся из них. Слово «эмерджентность» происходит от английского етеrgепсе - внезап­ное появление. Например, сложная система организма животного или человека создает системный эффект, который называется жиз­нью. Выход из строя какой-либо подсистемы организма (кровооб­ращения, пищеварения и др.) приводит к утрате жизни.

    Связи (отношения) в системе. Части системы всегда связаны между собой, находятся в определенных отношениях. Виды этих связей могут быть самыми разными. В естественных и техничес­ких системах они носят материальный характер. Например, плане­ты Солнечной системы связаны силами гравитации; детали авто­мобиля связаны между собой болтами, сваркой, шестеренками; части энергетической системы связаны линиями электропередач.

      Отношения между частями социальных систем бывают различ­ными. Это могут быть отношения подчинения (начальник - под­чиненный, министерство - предприятие), отношения вхождения (университет - факультет - кафедра - преподаватель), отноше­ния родственных связей членов семьи. Решающее значение для функционирования таких систем играют информационные связи внутри системы, а также с внешней средой. Такие связи реализу­ются через прямое общение, переписку, технические средства свя­зи, средства массовой информации. Человек является частью мно­гих систем: семьи, класса, производственного коллектива, коман­ды, государства и др. Во всех этих системах он находится в состоянии информационного взаимодействия с другими людьми.

     Большое значение информационные связи имеют для дея­тельности производственных коллективов. Если распоряжение руководителя не доходит до подчиненных или искажается в процессе передачи, то может быть нарушен производственный про­цесс с самыми серьезными последствиями, вплоть до катастро­фы. Во время боевых действий в армии от работы информацион­ной связи зависят жизни людей. Армия, лишенная связи, не может выполнять свое назначение - эффективно вести военные действия.

      Из приведенных примеров следует, что системный эффект обеспечивается не только наличием нужного состава частей системы, но и существованием необходимых связей между ними.

     Структурой системы называется совокупность связей, существующих между частями системы. Наглядным примером отображения структуры системы являются схемы электрических цепей. Элементы электрического устройства соединяются между собой двумя способами: последовательным и параллельным со­единением. От способа соединения зависит свойство всей цепи. Например, если три проводника, имеющие сопротивления Rl, R2, R3, соединить последовательно, то общее сопротивление цепи бу­дет равно Rl + R2 + R3. А если их соединить параллельно, то со-противление цепи будет равно: (Rl·R2·R3)/(Rl·R2 + R1·R3 + + R2·R3). Первое сопротивление больше второго. Поэтому, напри­мер, при пропускании электрического тока в первой цепи будет выделяться больше тепла, чем во второй.

      В науке существует много примеров, когда для понимания свойств каких-то систем требовалось понять их структуру. Напри­мер, открытие немецким химиком Ф. Кекуле структуры молеку­лы бензола (бензольного кольца) помогло понять химические свойства этого органического вещества. Свойства атома стали луч­ше понятны физикам после того, как Эрнест Резерфорд открыл «планетарную» структуру атома, а Нильс Бор сформулировал свои знаменитые постулаты.

   Для любой социальной системы, объединенной информацион­ными связями, также характерна определенная структура. Эффективность функционирования системы существенно зависит от ее структуры. Структурная организация любой социальной системы определяется законами, уставами, правилами, инструк­циями. Структура государства описана в конституции, структура армии - в уставе.

     Обобщая всё сказанное о системах, сформулируем следующее определение.

 

Системным подходом называется научный метод изучения дей­ствительности, при котором любой объект исследования рассмат­ривается как система, при этом учитываются его существенные связи с внешней средой


Система основных понятий

Вопросы и задания

 1. Что такое система? Приведите примеры.

 2. Что такое структура системы? Приведите примеры.

 3. Приведите примеры систем, имеющих одинаковый состав (одинаковые элементы), но разную структуру.

 4. В чем суть системного эффекта? Приведите примеры.

 5. Что такое подсистема?

 6. Выделите подсистемы в следующих объектах, рассматриваемых в качестве систем:

  •  • костюм;
  •  • автомобиль;
  •  • компьютер;
  •  • городская телефонная сеть;
  •  • школа;
  •  • армия;
  •  • государство.

 7. Удаление каких элементов из систем, названных в задании 6, приведет к потере системного эффекта, т. е. к невозможности выполнения основного назначения систем? Попробуйте выделить существенные и несу­щественные с позиции системного эффекта элементы этих систем.

Презентация "Что такое система" - смотреть   PDF - формат,   PPTX - формат