§ 3.  Пример структурной модели предметной области

Разберем пример на построение структурной модели реальной системы. В качестве объекта для моделирования (предметной об­ласти) выберем процесс приема абитуриентов в высшее учебное заведение. Пусть это будет университет.

 Построение модели начинается с системного анализа предмет­ной области. В данном случае предметной областью является работа приемной комиссии университета. Представим себя в роли системных аналитиков и начнем работу.

 Поставленная нами задача является непростой. Процесс прие­ма в университет проходит через несколько стадий. Опишем их.

 1. Подготовительный этап: предоставление информации о вузе, его факультетах для принятия решения молодыми людьми о поступлении на конкретный факультет, на конкретную специальность.

 2. Прием документов от абитуриентов, оформление докумен­тации.

 3. Сдача абитуриентами приемных экзаменов, обработка ре­зультатов экзаменов.

 4. Процедура зачисления в университет по результатам экзаменов.

 

Все эти этапы связаны с получением, хранением, обработкой и передачей информации, т. е. с осуществлением информацион­ных процессов.

 На первом, подготовительном этапе от нашей информацион­ной модели в первую очередь потребуются сведения о плане прие­ма в университет: на каких факультетах какие специальности от­крыты для поступления; сколько человек принимается на каж­дую специальность. Кроме того, абитуриентов (и их родителей) интересует, какие вступительные экзамены сдаются на каждом факультете, какие засчитываются по результатам ЕГЭ.

 На втором этапе приемная комиссия будет получать и обра­батывать информацию, поступающую от абитуриентов, подающих заявления в университет.

 На третьем этапе приемная комиссия будет заносить в инфор­мационную базу результаты ЕГЭ и вступительных экзаменов для каждого поступающего.

 Наконец, на четвертом этапе в систему вносятся окончатель­ные результаты приема: сведения для каждого абитуриента о том, поступил он в университет или нет.

 Все данные, о которых говорилось выше, могут быть объеди­нены в трехуровневую иерархическую структуру, представленную в виде графа на рис. 1.8. За каждой из вершин этого графа кроется

совокупность данных по каждому из названных (записан­ных в овале) объектов. Эти совокупности данных сведем к табли­цам, т. е. получим структуру данных в форме табличной модели.

 

Для каждого уровня дерева 1.8 создается таблица своего типа. Вот как выглядят таблицы для уровней факультетов и специаль­ностей (табл. 1.1 и 1.2).

Таблицы 1.1 и 1.2 представляют собой экземпляры таблиц ФАКУЛЬТЕТЫ и СПЕЦИАЛЬНОСТИ. При описании структуры таблицы достаточно указать ее имя и перечислить заголовки всех столбцов.

Третий уровень дерева начинает формироваться на втором эта­пе работы приемной комиссии. В это время абитуриенты пишут заявления о допуске к поступлению, сдают необходимые докумен­ты (копии паспорта, школьного аттестата и др.), заполняют анке­ту. Каждому абитуриенту присваивается его личный идентифика­тор - номер регистрации. Далее под этим номером он будет фигу­рировать во всех документах.

 На каждого абитуриента готовится анкета, куда заносятся его исходные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения и дру­гие сведения, нужные приемной комиссии), сведения о факульте­те и специальности, на которую он поступает.

 В процессе сдачи экзаменов (на третьем этапе) в анкету будут заноситься полученные оценки. Последней записью в анкете бу­дет запись «зачислен» или «не зачислен». Всю таблицу с перечис­ленными данными назовем АБИТУРИЕНТЫ.

У вас может возникнуть вопрос: как в трех полученных таб­лицах отражена связь между ними, которая явно обозначена на графе - рисунке 1.8? Такая связь между таблицами существует за счет имеющихся в них общих (совпадающих) полей. В таб­лицах ФАКУЛЬТЕТЫ и СПЕЦИАЛЬНОСТИ есть общее поле «Название факультета». В таблицах СПЕЦИАЛЬНОСТИ и АБИТУРИЕНТЫ общим полем является «Название специальнос­ти». Благодаря этому всегда можно понять, на какую специаль­ность поступает данный абитуриент, а через информацию о спе­циальности можно узнать, на какой факультет он поступает. Здесь предполагается, что названия специальностей на разных факультетах не повторяются, как это и принято в вузах.

 Подведем итог: нами построена структура данных, состоящая из трех взаимосвязанных таблиц, являющаяся табличной формой информационной модели предметной области «Приемная кампа­ния в университете».

Система основных понятий

Вопросы и задания

1. а) Перечислите задачи, которые должна решать проектируемая инфор­мационная модель приемной кампании в университет.

   б)  Какая информация представляется важной при приеме в вуз с точки зрения поступающего? С точки зрения вуза?

2. Разработайте по аналогии информационную модель «Школа». Модель должна быть представлена в графической и табличной формах.