§4 Что такое информационная система

В наше время никого не удивишь тем, что для получения справочной информации люди используют компьютеры. Вам, воз­можно, приходилось посещать торговые центры, где продавцы с помощью компьютера узнают о наличии нужного товара. В неко­торых центрах доступ к справочным компьютерам (их называют терминалами) предоставляется посетителям. В железнодорожных или авиационных кассах кассиры используют компьютер для вы­яснения вопроса о наличии нужного вам билета. В гостиницах компьютер помогает узнать о наличии свободных номеров, а так­же забронировать вам номер на нужную дату. Все перечисленные примеры относятся к одной и той же области использования ком­пьютерных технологий, которая называется информационными системами.

 

Информационная система (ИС) – совокупность содержащейся в базах данных информации, а также информационных технологий и технических средств, обеспечивающих обработку информации. Всякая ИС имеет определенную сферу применения.

 

Широкое распространение информационных систем начинает­ся с ЭВМ (электронных вычислительных машин) третьего поколе­ния. Именно тогда на компьютерах стали использоваться в ка­честве устройства внешней памяти накопители на магнитных дис­ках. Магнитные диски являются устройствами прямого доступа в отличие от магнитных лент, которые применялись и на машинах первых двух поколений. Благодаря прямому доступу данные на дисках обрабатываются быстрее, чем на лентах. Другой важной особенностью машин третьего поколения стала возможность мно­гопользовательского режима работы на ЭВМ, когда к одной ма­шине одновременно получают доступ множество пользователей через персональные терминалы - устройства для ввода и вывода информации (клавиатура и монитор). Поддержку многопользова­тельского режима работы обеспечивали операционные системы.

 

Мощный толчок распространению информационных систем придало развитие сетевых технологий. В рамках одного предприятия, учреждения работают ИС на базе корпоративной сети. При этом вся информация может быть сосредоточена на одном узле, а также возможен вариант, когда разные части общедоступ­ных данных хранятся на разных узлах сети.

 

Наиболее крупные информационные системы работают на базе глобальных компьютерных сетей. Примером является «Полет-Сирена» - информационная система воздушного транс­порта, главная страница которой показана на рис. 1.9. Термина­лом доступа к этой системе может служить любой компьютер, подключенный к Интернету. Однако существует множество «гло­бальных» ИС не общего, а ограниченного доступа и масштаба, -это корпоративные системы. Они могут объединять между собой локальные сети предприятий одного ведомства и способствовать их общему эффективному управлению в рамках региона, минис­терства и пр.

Основой информационной системы является база данных. О базах данных на уровне первоначального представления расска­зывалось в курсе информатики 8 класса.

 

База данных (БД) - это всего лишь сохраненная информа­ция. А информационная система должна обеспечивать использо­вание данных из этого хранилища заинтересованными людьми -пользователями. Обслуживание запросов пользователя к БД на поиск данных, их представление в удобном виде, обработку и ана­лиз выполняют программы, которые называются приложениями баз данных.

 

Пользователь информационной системы не обязан быть специ­алистом в области вычислительной техники. Поэтому клиентские приложения ИС должны обладать простым, наглядным, интуи­тивно понятным интерфейсом, позволяющим пользователю реализовывать все возможности ИС и предотвращающим недопусти­мые действия с его стороны.

 

Области применения информационных систем

 Наиболее старым и традиционным видом ИС являются ин­формационно-справочные, или информационно-поисковые сис­темы (ИПС). Основная цель в использовании таких систем -оперативное получение ответов на запросы пользователей в диа­логовом режиме. Характерным свойством для ИПС является большой объем хранимых данных, их постоянная обновляемость. Обычно пользователь желает быстро получить ответ на свой запрос, поэтому качество системы во многом определяется скоростью поиска данных и выдачи ответа. При работе с ИПС редко используются сложные методы обработки данных. Приме­ром справочной системы может служить ИПС крупной библиоте­ки, позволяющая определить наличие нужной книги или произ­вести подборку литературы по заданной тематике. Поисковые системы Интернета - это информационно-поисковые системы сетевых ресурсов.

 

Автоматизированные системы управления (АСУ) — это многофункциональная информационная система, используемая в управлении предприятием. Руководству предприятия постоянно приходится принимать управленческие решения. Правильность этих решений зависит от полноты и оперативности получения руководителем нужной информации: о финансовых и материальных ресурсах, о кадровом составе, о транспортных средствах и о многом другом. Вся эта информация на большинстве современ­ных предприятий хранится в базе данных и предоставляется по запросам сотрудников автоматизированной информационной системой. При этом компьютер может выполнять достаточно сложную обработку данных на основании заложенных в него математических моделей. Это могут быть технологические или экономические расчеты, т. е. компьютер берет на себя определенные инженерные функции. Крупные АСУ обеспечивают управление предприятиями, энергосистемами и даже целыми отраслями производства.

 

Еще одним направлением применения информационных сис­тем являются компьютерные системы обучения. Простейший ва­риант такой системы - обучающая программа на ПК, с которой пользователь работает в индивидуальном режиме. В базу данных обучающей системы заложена учебная информация. Существует множество обучающих программ практически по всем школьным предметам и ряду курсов профессионального обучения. Более сложными являются обучающие системы, использующие возмож­ности компьютерных сетей. В локальной сети можно организо­вать обучение с элементами взаимодействия учащихся, используя соревновательную форму или форму деловой игры.

 

Наиболее сложными и масштабными обучающими системами являются системы дистанционного обучения, работающие в гло­бальных сетях. Дистанционное образование называют образова­нием XXI века. Уже существуют дистанционные отделения при многих ведущих вузах страны, формируется международная сис­тема дистанционного образования. Такие системы открывают доступ к качественному образованию для всех людей, независи­мо от их места жительства, возраста, возможных физических ограничений. Высокоскоростные системы связи в сочетании с технологией мультимедиа позволяют организовывать обучение в режиме реального времени (онлайн, on line), проводить дистан­ционные лекции, семинары, конференции, принимать зачеты и экзамены.

 

Широкое распространение в последнее время получили гео­информационные системы (ГИС). ГИС базируются на картах территорий. Большое количество нужной людям информации оказывается привязанным к географическим картам. Это сведе­ния о расположении в городе различных организаций, магази­нов, культурных учреждений, больниц и пр. Информация, необ­ходимая для работы геологов, строителей, работников транспор­та, для туристов, связана с картами. Например, существует электронный государственный земельный кадастр Российской Федерации — информационная система, содержащая реестр сведений о земле, находящейся в хозяйственном обороте (сель­скохозяйственном, промышленном и т. д.). Очевидно, что без привязки к карте такой кадастр создать было невозможно. Дру­гой, знакомый многим из вас, пример ГИС - информационная система ГИСметео, позволяющая получать справки о погоде по всему миру (рис. 1.10).

Экспертные системы - системы, основанные на моделях знаний в определенных предметных областях. Информационной основой экспертной системы является база знаний. База зна­ний - это формализованная система знаний высококвалифициро­ванного специалиста в определенной предметной области. Экспертная система используется для консультаций пользовате­ля, для помощи в принятии сложных решений, для решения плохо формализуемых задач. Примерами проблем, которые решаются с помощью экспертных систем, являются: установление диагноза больного; определение причин неисправности сложной техники (например, самолетов); рекомендации по ликвидации не­исправности; определение вероятных последствий принятого управляющего решения и т. д. Экспертные системы часто вклю­чают в состав АСУ в качестве подсистем.

Система основных понятий

Вопросы и задания

1. Какие можно выделить основные признаки современной информационной системы?

 

2. К каким типам ИС относятся, например, такие системы:

  • система прогноза погоды для различных регионов страны;
  • система автоматического тестирования для подготовки к сдаче ЕГЭ;
  • система диспетчерской службы крупного аэропорта;
  • система диагностики в кардиологической клинике?

 

3. Придумайте возможные области использования информационных систем в деятельности школы. К каким типам ИС относится каждая из придуманных вами систем?